|
| |
AP | | |
|
|
| Death Stranding |
| John Oeth |
|
| |
ВНИМАНИЕ! Все что следует ниже - является всего лишь моим личным мнением. Поэтому можете голосовать, как душе вашей угодно. Но было бы неплохо, если бы вы при этом еще и обосновали свой выбор.
Я долго наблюдал за развитием своей предыдущей темы и делал выводы. Теперь пора их обобщить и высказать все, что я думаю по этому вопросу. Поздравляю всех тех из ответивших, кто все еще чтит ребенка в своей душе. Потому что чтить в себе ребенка - значит быть поэтом. Или самим ребенком. А если точнее, поэзия - это воображение, взрощенное на плодородной почве разума. Мы еще вернемся к этому. Сейчас же главный вопрос, на который я должен ответить, это что значит для меня Final Fantasy. Так вот, для меня Final Fantasy - это путешествие. Путешествие яркое, содержательное и вдохновляющее. Когда я возвращаюсь из него, то в качестве сувенира беру с собой ту радость, которую пробуждает во мне все лучшее, что там было, и эта радость дает мне силы для настоящего. Таким образом, Final Fantasy не отдаляет меня от реальности, а наоборот, приближает к ней. Это важный момент. FF - не какой-нибудь далекий и недоступный мир, прекраснее и лучше нашей с вами суровой реальности. Это иллюзия. На самом деле FF - это часть этой самой реальности. Это - и есть реальность, засиявшая новыми, светлыми красками. А теперь самое трудное. Сказать, почему FF для меня имеет такое значение. Да потому, что по сути не является просто игрой, и развлечь - не единственная ее цель. И сейчас мне придется потратить кучу времени, пытаясь это доказать. Начнем с того, что лично для меня все игры делятся на три типа. 1) Развлекательные. Это игры вроде Far Cry, Doom. Самый точный пример - GTA. Этот тип может увлечь меня на некоторое время, но, в принципе, он интересен для меня менее всего. 2) Интеллектуальные. Это игры вроде Civilization. Что ни говори, а игра в шахматы (и иже с ними) хотя бы раз в неделю является полезным стимулированием соображалки. Добавлю, что полезными могут быть не только интеллектуальные игры. Ими, в принципе, могут стать любые игры, в которых от играющего требуется определенное умение. Но не всегда цель оправдывает средства. 3) А это уже... нечто большее. Примеры этого типа - Final Fantasy, Myst. Я не сомневаюсь в том, что их вполне справедливо можно назвать настоящими произведениями искусства. Переходим к следующему вопросу. Что для меня является искусством. Это любое художественное творение (в том числе и некоторые игры), содержание и форма которого достаточно хороши. Причем содержание всегда важнее формы. Я поясню это на примере игры Doom 3. Вот, казалось бы, где соверешенство дизайнерской мысли! Все предельно детализировано, вылизано и доведено до лоска. Ну чем не произведение искусства? На деле же создается ощущение, что идешь по одному бесконечному везде одинаковому лабиринту, который местами просто раскрашен по-другому. А за каждым углом тебя поджидают разработчики и пытаются склонить на свою сторону. "Посмотрите, какие мы стильные! Как мы оригинально вас пугаем!" Да ни фига. Все это - лишь форма, пусть и доведенная до блеска. А внутри нее - пустота. Или Far Cry. Вот вам - великолепная графика, красивые пейзажи, прекрасная шейдерная вода. Что еще нужно для счастья? Ан нет. Все это - внешняя красота, которая может ослепить на время, но затем приходит понимание. Того, что глянцевые пейзажи Far Cry ни в какое сравнение не идут с пейзажами того же Myst'а. Все это потому, что в данном случае я не рассматриваю эти игры как просто игры. Или даже как синтез искусств. Не пытаюсь разложить игру на несколько элементов, каждый из которых относится к определенному виду искусства - литературному, кинематографическому и пр., а затем судить по этим отдельным частям о том, что же получилось в целом. Для того чтобы отнести игры к третьему выделенному мной типу, нужно именно цельное восприятие, как цельного произведения искусства. То есть по принципу "форма - содержание". Вернемся к Final Fantasy, и попытаемся рассудить ее по этому принципу. Сразу оговорюсь, что речь здесь пойдет только о самых лучших частях FF. Форма. Полет фантазии, иногда конфликтующий с логикой, но стремящийся к красоте и свободе. Содержание. О том, что проработка характеров и философия FF достаточна глубока, я уже говорил в других темах, например в теме про Сейфера. Зачем, спрашивается, авторам нужно было этого добиваться? Только ли для того, чтобы развлечь? Да те, кто жаждут только развлечения, даже не захотят об этом думать. Есть еще третий, связующий элемент. Это - душа произведения. Если она есть, то делает его уникальным, непохожим на другие. А также дает почувствовать то, о чем говорят форма и содержание. Символом уникальности FF в самой игре является... Правильно, Чокобо. Красивая свободолюбивая птичка, которую мы все время пытаемся себе приручить. А она, по доброте душевной, все никак не может нам отказать. И этим все сказано. Способна ли FF вызывать нужные ей эмоции? Ощутимость - один из главных козырей FF. Здесь прослеживается попытка вывести эмоции на новый уровень, сделав их ближе за счет игрового элемента. Важно то, что они не всегда связаны с самим игровым элементом, но без него не были бы так сильны. Поэтому только все элементы в целом могут дать полноценное представление. А чем была бы FF без ее музыки? И еще одно. О том, что содержание FF важнее ее формы, можно судить по тому, что многие до сих пор считают лучшими как раз старые части FF, несмотря на устаревшую графику. Итак, что же получается в целом? Все элементы FF как произведения искусства, на мой взгляд, достаточно сильны. Форма - воображение. Содержание - разум. Вот мы и пришли к тому, с чего начали. И теперь можем дать определение. Final Fantasy - это поэзия, облаченная в форму игры. И пусть она не идеальна. Пусть в ней нет ничего революционного в плане философии. Но у FF есть главное - ее душа. И кто сказал, что искусство обязательно должно быть сложным? Или мрачным? Мне кажется, было бы очень удачным сравнение Final Fantasy со сказками Андерсена. Это уже - признанное искусство. Снаружи они кажутся простыми и наивными, но внутри скрывают глубину и красоту. Все дело в том, что для кого-то они так и останутся обычными детскими сказками. Также, как FF для кого-то останется просто игрой. Для тех, кто не захочет заглянуть поглубже. С другой стороны, если слишком часто читать одни и те же сказки Андерсена, то для читающего они также потеряют весь свой смысл, превратившись в обычный набор слов. В итоге всех этих размышлений вывод один: язык не поворачивается назвать Final Fantasy просто игрой. Да, она может быть просто игрой для кого-то. Но ведь и некоторые книги можно использовать в качестве... В общем, если и называть FF игрой, то только в этом смысле: игра=жизнь=свобода=любовь=воображение=вдохновение= искусство. Уфф... Пока это все, что я хотел вам сказать."Чтобы понять Александров, нужно помнить, что их тотемным животным является краб, который атакует клешнями, пятится, тащит свою жертву, а если борьба неравная - зарывается в песок." (с) |
|