|
| Final Fantasy VII: Rebirth |
|
| |
Долго не мог определиться, что делать с текстом по Final Fantasy XIV - то ли писать уже полноценное ревью для сайта, то ли обойтись обычным неформальным отчётом. Но, поскольку история затянулась, решил выкладываться как есть (помесь бульдога с носорогом) - просто описание моего личного игрового опыта и впечатлений, без претензий на объективность, экспертность и прочие скучные вещи. Букв довольно много вырисовывается, так что разобью текст на 2-3 части, иначе, боюсь, я его никогда не допишу.
Final Fantasy XIV: A Realm Reborn (PS3/PC/PS4)
Часть 1
Первая MMORPG в моей жизни. Лет так 13 назад, запускал Ragnarok Online примерно на час, но увиденное мне совсем не понравилось, и удобных поводов возвращаться к жанру как-то больше не подворачивалось. К тому же, игры по сети я вообще исторически недолюбливаю - только в последние несколько лет стал иногда поигрывать в онлайне (преимущественно в кооп). Классический сингл-плеерный гейминг для меня всё ещё "the only way to go", и это вряд ли когда-нибудь изменится. Несколько лет назад, правда, приценивался к Final Fantasy XI, но отпугнуло отсутствие доступной консольной версии, устаревшая графика, абонентская плата и в целом достаточно неоднозначные отзывы. Final Fantasy XIV, в свою очередь, с самого момента запуска напоминала одну сплошную производственную катастрофу, со свистом летящую под откос, так что всерьёз заинтересоваться игрой было проблематично. Но вот релиз допиленной версии 2.0 (A Realm Reborn) показался мне вполне подходящим поводом, чтобы задуматься о проведении очередного жанрового эксперимента. Привлекло меня главным образом то, что игра наконец-то выходила на PS3, с нормальным консольным управлением, плюс, концептуально преподносилась как MMO, максимально дружелюбная по отношению к одиночным игрокам. Ну и, в конце-концов, это всё ж таки последняя на сегодняшний день номерная "Финалка", с сюжетом и персонажами - тут уже и должность, так сказать, обязывает ознакомиться. В общем, воспользовался шансом погонять игру во время открытого бета-теста на PS3, наиграв примерно 20 часов, по итогам которых принял решение попробовать поиграть и в финальную версию, если благоприятно сложатся звёзды.
Препятствовал, на самом деле, всего лишь один, но зато очень даже критичный для меня момент - трофеи. Проведя беглый ресёрч, я выяснил, что для выбивания платины требуется провести в игре более 600 часов и оплатить минимум 6 месяцев игры. Цифры, прямо скажем, не выдерживающие даже отдалённого сравнения вообще ни с чем за всю мою долгую геймерскую жизнь. Плюс, парочку трофеев вообще нельзя было выбить сразу после релиза (из-за физического отсутствия нужного контента), и было не до конца понятно, насколько замороченными они в итоге окажутся (тот, что требовал закрытия Койла, подпалил в итоге немало жоп, ибо пройти его на PS3 долгое время было просто нереально). В общем, принять решение было очень даже непросто - с одной стороны, игра честно заинтересовала и хотелось продолжения банкета, но с другой, перспектива встрять на 600+ часов в игру, которая запросто может надоесть, скажем, после 50-ти, энтузиазма как-то не прибавляла. Случайному человеку, конечно, такая вот дилемма может показаться... немного надуманной, но я мучился этим вопросом более полугода. И нет, вариант тупо забить на трофеи не рассматривался. Потому что. Да, вам не понять. Собственно, выхода из патовой ситуации виделось два - либо играть на левом PSN-аккаунте (чего мне сильно не хотелось по ряду причин), либо начать ознакомительное прохождение на PC, чтобы позже, в случае чего, можно было продолжить игру на PS3. Благо, консольные версии полностью совместимы с версией для ПК, вплоть до внутриигровой статистики, ачивментов и, как следствие, ретроактивных трофеев. Моё отношение к ПК-геймингу, думаю, хорошо известно любому, читающему мою писанину, так что решиться на такой шаг мне было очень даже непросто. Пока взвешивал все за и против, вышла запоздалая версия игры для Steam, стоившая какие-то смешные деньги со скидкой, что я воспринял как благоприятный знак свыше - таки надо брать.
Должен признать, ПК-версия игры меня приятно удивила. Пришлось затратить гораздо больше усилий и времени, чем мне бы хотелось, чтобы научить игру адекватно распознавать DualShock 4 (явно не обошлось без диверсии от Майкрософта), но в конечном итоге мне удалось воссоздать достаточно комфортную игровую обстановку, максимально приближенную к консольной. Благо, игра образцово оптимизирована (гладко шла на средних настройках в 900p на железе 6-летней давности, ни одного бага или вылета не наблюдал) и прекрасно управляется с геймпада (клаву использовал строго для чата, мышь - для инвентаря). Если бы можно было вывести изображение на телевизор, было бы совсем замечательно, но с HDMI моя видеокарта тогда ещё не дружила. Играл таким макаром ровно два месяца, за которые не торопясь прошёл основную сюжетку, прокачал персонажа до 50-го левела и, самое главное, понял, что мне хочется продолжать. Другими словами - пришло время менять коней, благо и версия для PS4 к тому времени как раз подтянулась. Без приключений, впрочем, не обошлось. Выяснилось, что свой PSN ID можно привязать только к одному Square Enix Account (что, в принципе, логично), и во время того самого ОБТ я уже успел привязать свой ID к какой-то левой временной учётке, о которой за прошедшее время благополучно забыл. Но не забыла игра, которая тупо отказалась авторизовывать мой новый аккаунт с актуальным персонажем. Проблема достаточно серьёзная, на самом деле, ибо играть с нуля я бы совершенно точно не стал, и на этом моё ознакомление с игрой рисковало скоропостижно закончиться. Так что, пришлось изрядно понервничать, но, к счастью, вопрос всё-таки благополучно разрешился через техподдержку, любезно согласившуюся вызволить мой PSN ID из нечаянного плена (даже в обход каких-то внутренних правил, насколько я понял, вероятно помогло то обстоятельство, что старый и новый аккаунт были практически идентичными, вплоть до внешности и имени персонажа). Собственно, в PS3-версии игры я провёл буквально минут 15, успев краем глаза отметить стрёмненькую графику, проседающие fps и проблемы с прорисовкой, после чего воспользовался опцией бесплатного апгрейда до PS4-версии, окончательно переехав по новому месту жительства.
Опыт игры на PS4, в общем-то, практически ничем не отличался от игры на ПК (с поправкой на мой специфичный "сетап", разумеется). Большой экран конечно решает, как и общее удобство многочасового задротства в уютном кресле, вместо отсиживания задницы за монитором. Графон заметно побогаче (на самом деле, идентичен, скорее всего, но на максималках мой комп не тянул, так что на глаз разница была достаточно существенной), но других внутриигровых отличий практически нет - тот же самый экспириенс, вплоть до мелочей. Единственный, пожалуй, существенный недостаток консольной версии - чат. Во-первых, несмотря на то, что подцепить клавомышь к PS4 не проблема, набивание чего-либо на клавиатуре во время пребывания в том самом комфортном кресле - удовольствие сильно сомнительное (про мышь я даже не упоминаю, сразу же отключил и забыл). Во-вторых, PS4 не умеет распознавать переключение раскладки клавиатуры непосредственно с клавиш, из-за чего процесс набивания каждой отдельной строчки на русском языке превращается в адский геморрой из 6-7 действий, быстро отбивающий всякую охоту заниматься этим в принципе. Хорошо ещё, что общаться на русском в игре мне практически не приходилось, но в целом с чатом на консоли конечно беда - ни ссылку кликнуть, ни скопипастить что-нибудь по-быстрому. Кроме того, пришлось заново приспосабливаться к управлению инвентарём/менюшками/картой с геймпада, хотя это для меня как раз дело привычное.
Учитывая тот факт, что жанр MMORPG для меня во многом был в новинку, освоиться в игре мне было не так уж просто. RPG - она и в Африке RPG, понятное дело, но вот с пониманием основ MMO-гейминга, жаргона и тому подобных узко-специализированных вещей у меня регулярно возникали затруднения. Например, к моменту начала игры я не имел ни малейшего понятия о принципах распределения ролей в партии. Вообще никакого. Совсем. При создании персонажа, я интуитивно выбрал профессию гладиатора, но вот о том, что гладиатор, оказывается, "танк", а от танка, в свою очередь, ожидается очень даже определённая линия поведения в партии (прямо скажем - лидерская), мне пришлось узнавать далеко не самым приятным образом. А именно - методом тычков, смешков и поучений в чате от невольных свидетелей моего позора. Сейчас, конечно, смешно всё это вспоминать, после сотен закрытых данженов и самоличных "pld shield oath / use flash / switch to dd dude you're hopeless", устало брошенных в чат, но тогда мне было очень даже неудобно за своё беспросветное нубство. Хотя, должен сказать, изучать целую жанровую суб-культуру методом слепого тыка было даже прикольно по-своему, так что в целом оно того стоило - новые яркие впечатления в гейминге я только приветствую.
В общем, достаточно быстро я понял, что выбор танка для моего MMO-дебюта был, мягко говоря, не лучшей идеей. Но я товарищ упёртый, так что закатал рукава и относительно быстро научился танковать на более-менее пристойном уровне, принципиально закрыв всю основную сюжетку гладиатором/паладином. Правда, уже в постгейме (а именно, во время прохождения хардовой версии Ultima Weapon) я внезапно осознал, что вся эта повышенная ответственность меня порядком задолбала, и танковать мне чё-то больше не в кайф. Так что, повесил меч с щитом на гвоздь, решив перевоплотиться в ДД, более расслабленного геймплея для. Из всех ДД-профессий, собственно, мне больше всего понравился лучник/бард - держится на расстоянии, максимально подвижен, атакует нонстоп из любых положений, ротации не слишком замороченные, плюс, почти все реально полезные скиллы влезают на одну панель, что весьма немаловажно при игре с геймпада. Очень быстро определился как основной/любимый класс, которому я больше никогда не изменял. Все остальные профессии в общем тоже со временем попробовал на зуб, но продолжать ими играть после достижения 50-го левела желания не возникало. Разве что ниндзя ещё весьма неплох (примерно по тем же соображениям, что и бард, минус дистанционность), но его слишком уж поздно добавили в игру, чтобы имело смысл всерьёз переключаться/одевать. Ну а так, конечно, все боевые классы в игре детально проработаны и качественно сбалансированы, так что осваивать каждый из них было достаточно интересно. Совсем не проникся я только чисто хилерскими профессиями - слишком уж специфичный какой-то у них геймплей, совсем не в мою чашку чая.
Помимо чисто боевых профессий, имеется также набор миролюбивых занятий, делящихся на крафтовые и добывательские. Крафт в Final Fantasy XIV представляет собой что-то типа отдельной мини-игры, состоящей из продуманного комбинирования различных умений и техник, с целью максимально повысить вероятность произвести желаемый продукт (а также дополнительно забустить его "качество"), в виде оружия, брони, предметов и прочего хлама. Который затем можно использовать самому, либо продать на рынке, выручив деньги на покупку какого-то другого хлама. Если сама по себе система достаточно интересна и заставляет поработать мозгами (особенно, при высокоуровневом крафе), то вот элемент случайных чисел, к которому всё это в конечном итоге сводится, мне совершенно не понравился. И проблема даже не в рандоме как таковом, а в том, что генератор случайных чисел в этой игре явно живёт какой-то своей жизнью. Даже при вероятности в 99%, можно запросто зафейлить три крафта подряд. Как и наоборот, можно сделать три вещи подряд с шансом в 1%. Любому человеку, знакомому с принципами теории вероятностей, должно быть очевидно, что RNG в игре либо сломан, либо сознательно модифицируется какими-то невидимыми дополнительными показателями (что, по-моему, нужно запрещать на законодательном уровне). Представители добывательских профессий, тем временем... ну, добывают. Больше о них, в общем, и сказать особо нечего. Ищешь точки с нужным ресурсом где-нибудь на карте мира, после чего часами нарезаешь между ними круги, долбя киркой. Всё это дело также очень сильно завязано на троллинговом RNG, так что удовольствие в целом так себе, на любителя. Чисто из спортивного интереса, я в конечном итоге прокачал и освоил все крафтовые и добывательские профессии в игре, хотя особой пользы из этого мне извлечь практически не удалось. Крафтить низкоуровневые вещи бессмысленно, а высокоуровневые - слишком дорого, рискованно и заморочено. Нормальное оружие и шмот в игре в любом случае нельзя купить за деньги (что очень правильный подход, конечно), а всё остальное имхо просто не стоит затраченных усилий и времени. В итоге, закончил игру почти с 15-ю миллионами гилей в кармане, и реально не знал, куда их девать.
Не помню уже, по какой именно причине, но в моей голове давно сидел стереотип о том, что во всех MMORPG нереально громадные, прямо-таки необъятные миры, на одно исследование которых могут уйти месяцы. Однако, если судить по Final Fantasy XIV, это, мягко говоря, не совсем так. Мир весьма компактный, на самом деле, и вряд ли намного превосходит размерами многие сингловые RPG с открытым миром, вроде Dragon's Dogma или The Witcher 3. К концу игры, досконально знал уже буквально каждый уголок (не в последнюю очередь благодаря многим часам, проведённым за охотой на редких монстров). Полноценных городов в игре только три штуки, но бродить по ним можно достаточно долго, а заблудиться - проще простого (особенно в Лимсе Ломинсе, которая при каждом визите неизменно надламывала мне мозг своей наркоманской архитектурой). Открытые локации в игре достаточно просторны, но ровно до той степени, после которой уже могли бы возникнуть проблемы с перемещением по ним. Структурно, мир Эорзеи очень сильно напомнил мне Final Fantasy XII - такой же набор отдельных, логически связанных между собой, местностей, складывающихся в один большой мир. По локациям можно как бегать на своих двоих, так и разъезжать верхом на чокобо/маунтах, а между отдельными местностями всегда можно по-быстрому телепортнуться, заплатив определённую сумму денег (правда, кристаллы-телепорты расставлены явно не лучшим образом - разместить, скажем, от щедрот одну-единственную точку телепорта в самой большой по размеру локации игры, можно было только по какому-то особо злому умыслу, имхо). Ну а выглядит всё это дело просто замечательно - локации разнообразны и красочно отрисованы, каждая с множеством уникальных деталей, своей собственной атмосферой и музыкой. Имеются также системы смены времени суток и изменения погодных условий, хотя этим в наше время никого уже не удивишь.
Далее: сюжет, расы, геймплей, боевая система, и т.д. |
|