|
| Persona II: Eternal Punishment (PS1) |
|
| |
Nights of Azure (яп. Yoru No Nai Kuni) Платформы: Sony Playstation 3, Sony Playstation Vita (только в Японии); Sony Playstation 4 (Япония, Америка, Европа) Жанр: Action JRPG Разработчик: GUST
Эта игра - первый опыт создателей разнообразных Atelier'oк попробовать себя в жанре Action RPG. Продюсером Nights of Azure является небезызвестный Кейсуке Кикучи - автор серий Tecmo Deception и Fatal Frame. Изначально разрабатывалась под Bиту, но попутно приняли решение выпустить версии для "больших" консолей. Причём, если в Японии версия для PS4 была своеобразным "подарком" для геймеров, слишком быстро перебравшихся на некстген, то в США и Европе только она и подверглась локализации. Бюджетной настолько, что перевели только текстовую часть, оставив оригинальную японскую озвучку.
Yoru No Nai Kuni меня заинтересовала ещё на стадии анонса японской версии - трейлер посулил бодрый анимешный экшен в готическом антураже. Да, игра не позиционируется как "долгожданный игровой блокбастер", и тем более не стремится понравиться широкой аудитории - но, как показывает практика, именно такие игры зачастую хранят верность традициям консольного гейминга прошлых поколений. С другой стороны, многие нынешние JRPG от малоизвестных разработчиков вполне могут оказаться ориентированной на нудную прокачку халтурой, предлагая взамен интересного сюжета и запоминающихся персонажей - статичные картинки с разноцветными анимешными девочками, играющими в драму уровня начальной школы. Японцы - народ непритязательный: для них можно в сотый раз повторить одну и ту же шутку про "мои сиськи больше твоих, поэтому я круче тебя во всём" - лишь бы в ней задействовалась новая рисованная персоналия. Вдруг и Yoru No Nai Kuni окажется чем-то подобным, а показанный в трейлере экшен будет однообразным и неуклюжим?
К счастью, мои опасения не подтвердились. Я получил именно то, на что и рассчитывал: Action JRPG средних масштабов с приятной боёвкой и непритязательным сюжетом. Завязка следующая: несколько столетий назад могущественный демон, известный как Повелитель Ночи (Nightlord), вознамерился лишить весь мир солнечного света, закрыв дневное светило кроваво-красной колдовской Луной - Миладой. Но некая дева, вошедшая в историю как Первая Святая, пожертвовала своей жизнью, запечатав Повелителя Ночи в глубинах преисподней. Однако, печать не может держаться вечно - каждое столетие она ослабевает, и в мир просачиваются злобные твари в надежде полакомиться человеческими душами, а в небе появляется Милада, закрывая собой солнечный диск. И если всё оставить так, как есть - печать спадёт окончательно, и Повелитель Ночи обратит всю Землю в охотничьи угодья для своих соплеменников, а человеческий род неизбежно вымрет. К счастью для людей, Первая Святая не была единственной - каждое поколение в мире рождается девочка с абсолютно чистой душой, готовая повторить подвиг Первой Святой и пожертвовать собой для поддержания печати. Так происходит на протяжении восьми столетий - аккурат до самого начала ХХ века, когда Милада в очередной погрузила мир в иссиня-чёрную ночь.
Главная героиня игры - девушка по имени Арнис, прибывшая на остров Рузвал по приказу Курии - могущественной религиозной организации, являющейся хранителем печати Повелителя Ночи. Именно Курия находит очередную Святую и готовит её к самопожертвованию во имя человечества. Нет, Арнис не является Святой; она всего лишь один из лучших агентов Курии - бесстрашная дева-рыцарь, вот уже несколько лет подряд сражающаяся с демонами в разных уголках мира. Когда-то она была простым человеком, но однажды на неё пролилась лазурная кровь поверженного демона, даровав сверхсилы в комплекте с бессмертием и жаждой новых порций лазурной крови. А с кровью демонов шутки плохи: далеко не каждый человек при контакте с ней обретает сверхсилы: чаще всего лазурная кровь оказывается сильнее человеческой души и поглощает её, обращая несчастного в ночную тварь. Лазурная кровь настолько сильна, что порой способна оживить изначально неодушевленный предмет - например, тряпичную куклу или каменную статую. С каждым часом власть Ночи крепнет; единственная надежда человечества - на новую Святую. Именно за ней и прибывает Арнис на остров Рузвал, находящийся где-то в Северном Море. Где-то там располагается алтарь, соединённый с печатью Повелителя Ночи. Арнис надлежит препроводить Святую к алтарю, где последняя пожертвует собой, обеспечив миру ещё одно столетие спокойствия и безмятежности. Одна неизбежная жертва ради всего человечества - с этим фактом смирились все, включая новую Святую... ровно до того момента, как Арнис сталкивается с ней лицом к лицу. Новой Святой оказывается Лилисс - подруга Арнис, в компании которой дева-рыцарь неоднократно выполняла задания Курии. Только в те времена Лилисс была рядовым клириком - а теперь, на рубеже апокалипсиса, стала избранницей Курии в жертвы печати. И Арнис понимает, что не может отдать подругу на заклание. Потому что за всё время совместных миссий она привязалась к Лилисс настолько, что теперь испытывает к ней нечто бOльшее, чем просто симпатия или дружба, но ни за что ей в этом не признается. Удастся ли Арнис найти другой путь избавления человечества от угрозы Повелителя Ночи, или же жертва Лилисс будет неизбежной? А может быть, неудержимые чувства, напитанные лазурной кровью, сыграют роковую роль в истории мира и отдадут его во власть вечной ночи? Прошедшие игру до конца непременно узнают об этом!
В общем, за исключением однополой любви, преподносимой по ходу действия прямым текстом (но при этом не скатывающейся в неприкрытую пошлятину), сюжет не блещет оригинальностью. На тему "жертвоприношения Избранной ради всеобщего блага" сразу же вспоминаются Final Fantasy X и Tales of Symphonia; а совсем недавно появилась I Am Setsuna. Но Nights of Azure вовсе не претендует на то, что бы запомниться уникальным сюжетом. Здесь сюжет нужен в первую очередь для того, что бы связать между собой пятнадцать локаций, постепенно открывая к ним доступ на протяжении семи глав. И вот как раз-таки "в полевых условиях" и происходит основное действо - динамичный экшен в реальном времени, сложность которого варьируется от "победы с одной кнопки" до изнурительных комбинаций из своевременных атак, уклонений, контрударов и магической поддержке. Последнюю стоит упомянуть отдельно: Арнис хоть и является единственным играбельным персонажем Nights of Azure, но вместе с ней на поле боя могут присутствовать "одомашненные демоны" ("servans"). Изначально их трое: миниатюрный дракончик, деревянный голем и миловидная фея, но по мере прохождения игры Арнис может найти различные предметы, и создать из них новых помощников. Каждый помощник уникален: кто-то атакует врагов различными элементами или физическими атаками, кто-то накладывает на Арнис защитные заклинания, кто-то восстанавливает здоровье. А кто-то вообще не атакует и не защищает, но аккурат в разгар битвы откапывает всякие полезности - например, новые аксессуары: как для Арнис, так и для помощников. "Одомашненных демонов" всего двадцать видов (плюс один секретный и один бонусный, получаемый за предзаказ коллекционной версии игры - по-другому обрести его невозможно), единовременно можно вызывать от одного до четырёх, затрачивая определенное количество SP. Перед выходом на очередную миссию игрок настраивает "деку" из четырёх помощников. По мере прокачки Арнис сможет таскать с собой четыре разные "деки" - переключение между ними осуществляется кнопкой L2, но при этом все призванные ранее помощники сбрасываются. Так что при малом количестве SP использовать несколько "дек" бесполезно. Тем более, что за SP так же выполняются спецатаки самой Арнис. И вот тут начинается самое настоящее раздолье для любителей экспериментировать! Помощники хоть и управляются посредством довольно тупого AI, ими можно (и нужно!) командовать вручную, зажимая кнопку R1 одновременно с одной из четырёх кнопок геймпада (квадрат, треугольник, крест, круг), на которую назначен тот или иной помощник. Результатом будет "Burst Attack", уникальная для каждого помощника и затрачивающая его собственную шкалу SP. Эффективность этой самой атаки напрямую зависит от того, против каких вражин её применяешь. Впрочем, особо закалённые геймеры могут устроить для себя персональный челлендж - пройти всю игру, не используя помощников вообще! Ho aчивка за такое безумство не полагается
Основной геймплей состоит из прохождения семи глав, в каждой из которых - от двух до четырёх обязательных квестов. Отправной точкой для каждой миссии является отель Курии, в котором проживает Лилисс в ожидании своей участи. Туда же прописывается и Арнис, а так же двое путешественников, как-бы-случайно оказавшиеся на острове - жуликоватый торговец Ллойд и демонолог-неудачник Алукард. Заправляет отелем молодой человек по имени Саймон (Алукард, Саймон... создатели явно "передают привет" серии Castlevania) - в прошлом рыцарь Курии, но ушедший в отставку после некоего случая (подробности раскроются по ходу сюжета). Собственно, большинство диалогов происходят между этой небольшой компанией, постепенно раскрывая новые детали сюжета и двигая его к развязке. Поговорили о том, о сём - и вперёд, зачищать очередную локацию, или выполнять побочный квест, коих у Саймона всегда навалом. Из локации в любой момент можно телепортироваться в отель и засейвиться (правда, в таком случае локацию придётся проходить заново). И поскольку на зачистку обычно уходит от 10 до 20 минут, а на каждый побочный квест - порой и того меньше, такая схема идеальна для игр в дороге: совершил пару-тройку забегов по пути на работу - и благополучно засейвился. Это и есть то самое "портативное наследие", доставшееся игре из-за ориентации на Playstation Vita. Ho лично у меня оно не вызвало нареканий - я точно так же посвящал игре от 30 минут до пары часов по вечерам, сидя зa PS4. Некоторые обязательные сюжетные моменты - откровенно лишние (зачем, например, Арнис потащилась в парк развлечений, где совершенно случайно обнаружилась ожившая карусельная лошадка? Просто так, что бы открыть для игроков новую локацию), некоторые - просто забавные (особенно когда Ллойд и Алукард начинают спорить о каком-нибудь пустяке, а Лилисс пытается их помирить). Так же в отеле имеется лифт, на котором можно прокатиться на подземную арену для прохождения дополнительных испытаний, в апартаменты Лилисс и Арнис, а так же в "мир грёз", где за определённую плату единицами лазурной крови Арнис повышает свой уровень (максимально возможный - 11-й; забудьте про упоротый манчкинизм "до 99 и выше"), а ещё обретает новые скиллы и оружие. Всего в игре пять видов оружия: обычный меч, кинжалы, молот, арбалет и демонический меч. Переключение между ними осуществляется прямо в бою - по нажатию на стрелки геймпада, открывая простор для умопомрачительных комбо-атак. Но демонический меч становится доступным лишь в том случае, если помимо основных квестов пройти все побочные. К счастью, браться за них можно хоть перед самой финальной битвой, и даже после неё (загрузив сейв, созданный после победы над финальным боссом). Более того - как раз-таки после первого прохождения игры открывается дополнительный сценарий, завершив который и ещё раз побив главгада, можно увидеть истинную концовку Nights of Azure! А так же открыть доступ к cекретной локации Hall of Infinite Darkness, где обитают настолько сильные вражины, что все предыдущие испытания начинают казаться лёгкой прогулкой. Но именно там легче всего собрать 100% предметов, наличествующих в игре, получив за это одну из самых труднодоступных ачивок.
Основное прохождение заняло примерно 30 часов (особенно трудно пришлось на последних двух боссах, ибо намеренной прокачкой я не занимался), но желание непременно выполнить все побочные квесты, победить всех врагов по несколько раз и создать оптимальную "деку" помощников вновь и вновь заставляло меня садиться за PS4 и отправляться в виртуальное путешествие по тёмным закоулкам Pузвaла. На пути к победе я не раз терпел поражение, после чего пробовал новую тактику и новых помощников. Несмотря на простенький сюжет и некоторую репитативность в побочных квестах (под них, кстати, зарезервировано аж три ачивки - за первый побочный квест, за сотый и за трёхсотый), игра радует варьирующимся уровнем сложности, богатым арсеналом атак и общим антуражем, словно передающим привет из тех чудесных времён, когда разработчики не гнались за всякими наворотами да красивостями, но просто создавали увлекательные видеоигры. Именно поэтому я не поспешил расставаться с Nights of Azure cpaзу же, как только посмотрел финальную заставку - но продолжил поигрывать в неё по вечерам, покуда совершенно внезапно для себя не выбил платиновую ачивку
В недалёком будущем на Sony Playstation 4 обязательно выйдут новые игры, ориентированные на поклонников JRPG. Какие-то из них будут лучше, чем Nights of Azure (демо-версия одной такой игрушки уже обретается на нашей консоли), какие-то - возможно, хуже. Но на данный момент это - один из тех эксклюзивов, на которые следует обратить внимание всем владельцам PS4, коих по сей день интересуют "японские приключенческие игрушки с прокачкой и экшеном в анимешном антураже". Если вы не надеетесь на некий "невиданный доселе шедевр", обязанный непременно оправдать покупку новой консоли и одарить непременно новыми впечатлениями, но просто желаете сыграть в хорошую игру - Yoru No Nai Kuni или Nights of Azure вам наверняка понравится. Но лишь при условии толерантности к романтическим взаимоотношениям между двумя нарисованными героинями и непритязательному японскому юморку
7 из 10, пожалуй.
P.S. Внезапно захотелось игру по франшизе Pokemon на "большую консоль" - спин-офф, в котором был бы такой же геймплей, как в Nights of Azure. Только вместо Арнис - Эш, а вместо servan'oв - покемоны! Не обязательно весь бестиарий из шести поколений, но хотя бы полсотни самых-самых популярных! Уверен - на волне нынешней покемономании эта игра стала бы настоящим хитом! И вот ради неё я бы взял хоть Wii U, хоть NX! |
|