Эта тема предназначена для обсуждения игры. Тема помощи находится здесь: Chrono Cross --------------------------------------------------------------------------------------
Приведу здесь анализ игры ТД, а также добавлю собственные впечатления.
Прежде, чем начать, сделаю шаг в сторону и позволю себе устроить небольшой экскурс в собственную же историю, дабы избежать обвинений в кроссоненавистничестве и иже с ними. Итак, постулат: было время, когда я любил Хроно Кросс больше всех остальных игр (за исключением, пожалуй, лишь FF7). Дело доходило чуть ли не до ломки при разлуке с любимым Кроссом. Далее судьба распорядилась так, что именно благодаря Кроссу я стал тем, кто я есть сейчас (то есть, злобным аналитиком, а не слепым фанатом) - добравшись до чудесного изобретения человечества, именуемого "Интернетъ", я ринулся... правильно, на chronocross.com. Зарегистрировался на форумах под ником TimeDevourer (не пройдя игру ещё на тот момент, зато прочитав солюшен), и начал публично молиться на Кросс. И был поставлен на место чёткой объективной аргументацией. Пробовал спорить - я защищал Хроно Кросс более полугода - но тщетно. Потому что от фактов никуда не денешься, и при всей моей любви к Кроссу я был вынужден признать, что он объективно является лишь посредственной игрой. Эти уроки объективного анализа открыли мне впоследствии двери в игровую журналистику - да и позволили переоценить множество собственных фаворитов. Однако же, количество фанатов, не видящих в упор огромнейших недостатков Кросса, бессчётно - для них и пишется этот текст. Как знать - может быть, кто-нибудь из них да откроет глаза...
Итак, что же есть Chrono Cross? Типичная консольная ролевушка, по совместительству являющаяся сиквелом сверхпопулярной игры 1995 года выпуска под названием Chrono Trigger (Само собой, ожидайте в тексте громадные спойлеры по обеим Chrono-играм). Соответсвенно, оцениваться она будет по нескольким критериям - презентация, сюжет, персонажи, связь с приквелом, геймплей и проч. - в том, что эти критерии существенны, думаю, не сомневается никто. Приступим.
Начнём с хорошего - обёртка великолепна. Задние фоны красочны (впрочем, их можно упрекнуть в чрезмерной пестроте), полигональные модельки достаточно детализованы, анимация бесподобна. Chrono Cross наряду с Parasite Eve 2 и Vagrant Story является одной из самых красивых игр для PlayStation - это бесспорно. О музыке можно сказать много хорошего, но пусть этим займётся кто-нибудь ещё, благо я в саундтреке Кросса не услышал ничего особенного. Что, впрочем, значения не имеет - музыкальные вкусы у всех разные, а саундтрек остаётся качественным вне зависимости от личных предпочтений. Отсутствие озвучки - бич всех Square'овских проектов 32-битной эпохи, так что на него также можно закрыть глаза. Но давайте отбросим красочную обёртку и заглянем внутрь. Что же мы там видим?..
Персонажи. Плоть и кровь JRPG. Где они в Хроно Кроссе? Ответ прост - их нет. Не надо показывать на четыре с половиной десятка картонных нарезок - речь не о количестве, а о качестве. И что же нам преподносит Хроно Кросс? Немого главного героя. Словами не описать, насколько убога, архаична и неприменима - как минимум для JRPG - эта концепция. Возражения, что с немым протагонистом игрок себя ассоциирует, не принимаются: игроки в большинстве своём всё-таки (хочется надеяться) не являются тупыми болванчиками, плетущимися куда скажут и роняющими одну фразу в час - ничего при этом не меняющую фразу! Сразу появившиеся вопросы о нелинейности отложим на потом; пока же стоит вынести диагноз Сержу, незадачливому герою этой игры. Диагноз неутешительный - видно, что у Сержа есть свой характер - точнее, его задатки, видны эмоции Сержа во время игры - эмоции, весьма типичные для обычного паренька в его положении. Положение это - его предыстория - делает его крайне важным звеном в сюжете... но этим всё и ограничивается. Он - всего лишь шестерёнка, plot device, не более того. И это - протагонист.
По традиции, у немного главгероя есть сопровождающий его персонаж, через которого и выражаются эмоции и побуждения протагониста. Что обычно приводит к неприятному казусу - у этого персонажа пропадает часть собственного характера, поскольку появляется необходимость говорить за немого друга. Это, впрочем, к Хроно Кроссу не относится, благо тамошняя ситуация с основным сопровождающим персонажем, мягко говоря, непонятная. В начале игры нам навязывают Кид, потом её убирают, вставляют Харле, и через некоторое время убирают и её, оставляя Сержа наедине с самим собой. Последствий для Сержа, впрочем, от этого мало - у него и раскрывать-то нечего - но вот для обеих девушек, у каждой из которых был отличный потенциал для того, чтобы стать нормально развитым персонажем, это оказалось губительным.
Кид. Скажу честно - я от неё фанател. До сих пор в восторге от её австралийского акцента. Имя, конечно, у неё шикарное - скажите, вот вы назовёте своего ребёнка "Ребёнок"? Глубины у неё, собственно, хватит как раз для восьмилетнего ребёнка: под слоем облегающей одежды, смешного акцента и типичного "я-надеру-всем-задницы" настроя мы видим... что? Одно лишь желание отомстить. И оно ни во что не вырастает, более того - к середине игры нашу бойкую фаворитку подвергают мозгопромывке (клише ужаснее этого не существует, право) и пускают против нас. И это тоже безрезультатно - и в конце игры уже ненужную Кид используют (совершенно вне характера) как рупор для изложения очередной порции сюжета и списывают в утиль. Оттуда её, конечно, можно вытащить - даже дадут посмотреть на тот самый кусочек её прошлого, которым она и живёт - но толку-то, толку? Никакого. Так потенциально хороший персонаж остался на уровне трёх часов игры с однобокими репликами типа "убью Линкса". Аминь.
Харле. Тут ещё веселее - у неё очевидная лавстори намечалась с нашим протагонистом. Тема е--... эм, каких-то отношений там вообще по определению не могла быть раскрыта, поскольку обратной связи от немого кота не наблюдалось. В итоге вся арлекинша сводится к загадочным полуфранцузским намёкам и рыданьям насчёт того, что долг не позволяет остаться ей с её ненаглядным. Характера как не было, так и нет. А намечавшуюся было дуальность Кид и Харле, их противопоставление (предсказательница судьбы в Термине, да-да) вообще можно не заметить. Так два персонажа, у которых были хоть какие-то шансы на нормальное развитие, пошли ко дну. Что уж говорить об остальных?
Ну, как минимум - то, что они не нужны в качестве играбельных персонажей. Сержу нет никакого резона собирать армию - особенно при том, что он использует только двух соратников. На кой ему понадобился мальчик-перевозчик, или русалка, или убогое подобие рок-звезды - ума не приложу. И репка. Да, каждый герой должен выкопать репку и сделать её играбельным персонажем! Ведь у репки такой глубокий характер, такие внутренние противоречия, такие проблемы..! Примерно такие же, как и у всех остальных персонажей Хроно Кросса. 45 репок, примите, распишитесь.
Итак, персонажи Хроно Кросса "тянут-понятут, да вытянуть не могут" - поэтому , вестимо, надежда переносится на сюжет - ведь именно сильная сюжетная линия спасла Xenogears. Ну, что сказать - сюжета в Кроссе немало. Да и идея сама по себе интересна - дуальность миров и судеб, путешествия во времени, судьба, предопределенность и необратимость... Хороша идея. Плоха реализация. К чему там, скажем, бессмысленная линия с феями, обижаемыми гномами, которых, в свою очередь, обескровливают нехорошие люди? Тема экологии была раскрыта в FF7, причем гораздо лучше, нежели здесь; Chrono Cross, по сути, показывает нам совершенно естественные процессы, протекающие в природе - экспансия одного вида на территорию другого, естественный отбор. Зачем эта мишура? Не ясно.
Так же, как и не ясна ситуация с о
громным количеством неотвеченных игрой вопросов. Концовка Кросса вообще может номинироваться на самую ужасно реализованную концовку в RPG (и я говорю про "хорошую" концовку!). Во-первых, она банально притянута за уши - мол, по мановению волшебной палочки миры объединились, все обо всём забыли и стали жить долго и счастливо. Только об одном "но" игра здесь забывает - персонажи-то в двух мирах зачастую отличались от своих параллельных реинкарнаций весьма разительно. Итак, во-вторых, игра нам ничего не рассказывает про персонажей. Кем стал, например, Фарго - бравым пиратом или убогим лохом? Для любящих строить предположения приведу ещё один пример, на сей раз абсолютно подчиняющийся законам булевой логики: корабль Старки упал в океан или нет? Да или нет? Никакого ответа. В-третьих, концовка эта ставит жирный крест на всём, что было достигнуто во время игры. Все изменения попросту перечёркнуты - "теперь мы начнём заново, но без кота". Так что те немногие из четырех с половиной десятков репок, кто имел хоть какое-то развитие (Гленн, например), могут спать спокойно - никакого развития не было, все обо всём забыли. В-четвертых, концовка не даёт ответов. Что же такого всё-таки сделал Серж, что уничтожило будущее? Что случилось с Драконами? Где Янус, на которого игра так "ненавязчиво" намекала? Куда делась Шала/Кид и зачем? Токио? Какого дьявола?!
Главный злодей тоже, мягко говоря, "выдающийся". Суперкомпьютер, представьте себе - суперкомпьютер, который пытается минимизировать доступ обитателей архипелага к материку, контролируя их - потому что опасается, что внешнее вмешательство приведет к тому, что в будущем создание его самого не состоится; также охотится за мальчиком Сержем, который имеет эксклюзивный доступ к полезному артефакту. Прекрасно. А теперь смотрим на его действия. Он едет на континент и сам приглашает интервентов в архипелаг. Полное противоречие самому себе. Что ещё? Оставил в живых Сержа и Кид, при том, что они ему совершенно не были нужны - более того, Серж представлял опасность для него, благо имел доступ всё к тому же прелестному артефакту. Но наш великолепный супермозг сидел и ждал, пока Серж не закончит свой круиз по тропикам, вернет себе изначальный облик и вернется, чтобы надрать ему его цельнометаллическую задницу. Суперкомпьютер, да. Подобного идиотизма у антагонистов-людей я, право, не припомню.
Наконец, презентация сюжета. Здесь - полная катастрофа. Сюжет не размеренно преподносится игроку на протяжении игры, а падает на него больно бьющими по голове мешками. Первый мешок - Мигель. Второй мешок - Хронополис. Третий мешок - детки-привидения на пляже. Причём окромя обитателей Хронополиса (да и Балтазара, пожалуй), настолько осведомленным не мог быть никто (это к вопросу о монологе Кид, да). А если взглянуть на сюжет в целом, то видится одно интереснейшее положение: все события игры, включая разделение миров, рождение Сержа, его спасение вернувшейся из будущего Кид, которую, в свою очередь, должен спасти спасённый ею Серж, его борьба с Линксом и чудовищный идиотизм последнего - вплоть до присобачивания на лодку Сержа супермотора с упавшего корабля Старки - всё Балтазар предвидел, всё это было частью его эпического плана. "Не верю", anyone?
Не стоит также забывать и о том, что Chrono Cross - сиквел. Точнее, он позиционируется как сиквел - отношение к СТ имеет он минимальное, да и то, что есть, выглядит крайне натянуто. Действие игры полностью происходит в локации, которой в СТ вообще не существовало; путешествий во времени, оправдывающих название игры, в Кроссе нет; старые персонажи слиты в утиль; Порре, убогая деревенька с поедающим мясо мэром, по версии Кросса за пять лет набрала достаточно военной мощи, чтобы снести королевство, которым правили победившие Лавоса герои Триггера. Даже если забыть про абсолютную абсурдность этого - какой, черт возьми, сиквел плюнет на всё достигнутое его предшественником, машет рукой на основную его фичу, по которой и была названа серия, и вытирает ноги об его героев?
Финальный штрих: абсолютно шаблонный геймплей. Боевая система слизана с Xenogears (ирония, не правда ли? Xenogears, игра с сюжетом ещё сильнее, нежели в CC, вышла недоделанной, потому что "Проект Кид" требовал бюджета): энное число очков действия; атака слабая, атака средняя, атака сильная. Только вот в Xenogears атаки как-то развивать ещё надо было; тут же всё лежит на блюдечке с голубой каёмочкой. Комбо-атаки несколькими персонажами, одна из популярнейших фич Хроно Триггера, здесь практически не находит применения. Магия бесполезна, равно как и вся система слотов - игра крайне легкая, и проходится просто на атаках (за исключением парочки боссов, имена которых у всех на устах). Чего уж говорить о саммонах, о Field Effect?
Для людей, которые всегда желают видеть альтернативу при критике: Suikoden III. Так же, как и в СС, в S3 нет чрезмерного количества ссылок на предшественника, практически все действующие персонажи - новые, и сюжет так же независим от второй части серии. Только вот S3 расширяет мир Suikoden, развивает общую сюжетную линию серии, позволяет узнать больше о некоторых персонажах из предыдущих игр серии. Это - к вопросу о качестве игры как сиквела. Что же до остального, то, в отличие от Хроно Кросса, Суикоден 3 имеет разнообразие в боевой системе, развивающихся (и говорящих!) протагонистов, позволяющую взглянуть на события игры с различных точек зрения систему Trinity Sight, мотивацию для сбора десятков персонажей, сюжет без кошмарных дыр, понятного и разумного антагониста и, наконец, концовку, которая позволяет строить сиквелы, но не требует их. И если система Trinity Sight Кроссу не подходит, то все остальные аспекты могли бы быть там. А их нет.
В завершение хотелось бы отметить ещё один момент: возможную лавстори. Знаете, я вижу начало игры как чудесную завязку: Серж, обычный паренек из поганой деревеньки с поганой герлфрендой, на которой он, судя по всему, женится и с кем проживет остаток своей обычной жизни - перемещается в другой мир, мир, где за ним идет охота, где он встречает девушку, диаметрально противоположную Лине - активную, целеустремленную, самодостаточную - и отправляется вместе с ней на поиски приключения - первого настоящего приключения в его жизни. Даже несмотря на немого протагониста, игра могла бы позволить игроку развить отношения между Сержем и... Кид, Харле, Линой из другого мира? У игры был такой огромный потенциал - пересмотрите ещё раз начальную заставку и спросите - куда он делся? Почему игра превратилась в тропическое турне молчаливого кота и сорока редисок вместо того, чтобы раскрыть обещанную нам в заставке глубину эмоций? Почему, Squaresoft, почему?!
(с)
Temporal DistortionНу и мои, наконец.
Я сегодня ,наконец, прошел Chrono Cross. Сюжет хорош, я, не исключено, буду играть повторно, чтобы добыть недостающие звенья сюжетной цепи. Но он не лучше, в Xenogears. Как я уже говорил ТД и Алзу, на мой взгляд, основная проблема игры заключается катастрофической амплитуде между классным сюжетом и убогими персонажами. К чему их было делать столько, но такими непроработанными? Мне этого не понять. Возьмем Гайла, например. Он загадочный, как нам повествуют. Это, я так понимаю, отмазка и повод не создавать ему психологический портрет, эмоции, переживания и так далее. НО. Загадочный – это не значит, что можно взять и отмахнуться этим эпитетом, поставив на персонаже, тем самым, точку. В противовес ему я поставлю Графа известно откуда. Это пример классно проработанного загадочного персонажа. И так можно с каждым. Небольшое исключение составляют Карш, Никки, Вайпер, Риддел, Фарго и еще несколько человек. Но опять же, вышеперечисленные принимают участие в СЮЖЕТЕ, но не развиты как персонажи. Еще я заметил, что некоторые сюжетные аспекты встречались мне в Xenogears. Любопытными мне казались конвергенции между коренными жителями Эль Нидо и армией Порра, но они, увы, не поимели достойного развития. Как не поимела его Кид. Все свелось к банальному «Линкс, молись, но тебе это не поможет». Она зациклилась на этом, навязчивая идея отомстить переросла в идею-фикс. С Харле чуть лучше. Она даже всплакнула, что свидетельствует об эмоциональных переживаниях. Множество концовок я не приветствую, ибо мне придется проходить игру несколько раз, а пока я этого не сделаю, мне, возможно, будут доказывать, что я некомпетентен касаемо сюжета и что невозможно хоть сколь понять бездонную глубину сюжета с одного раза. После прохождения у меня создалось впечатление, что создатели задумали грандиозную JRPG саму по себе, но в последний момент решили приплести сюда Chrono Trigger. Как мне показалось – это ни к чему. Мила сердцу эйнштейновская идея четвертого измерения, времени то бишь. НО ведь это уже было в Триггере, не так ли?
Что мне больше всего понравилось, никто в жизни не догадается. Это не музыка, не сюжет, не мир, не атмосфера… Это башня Терры. Да, на восьмидесятом часу игры она начала мне нравится. Это место для меня было чем-то живым, действительно атмосферным. Еще куда ни шел особняк Вайпера. И все. Мир СС, о котором столько написано, меня не впечатлил ничем больше. Это – чисто субъективно.
Боёвка скучна. Ни одной сложной битвы я не встретил. Криосфинкс, над загадками которого я столь долго пыхтел и не получил никакой за то награды, был зверски избит по прошествии перезагрузки и попросту утомил меня своим однообразием. Надев желтую пластину, я стал защищен ото всех его пакостей и, таким образом, лишь лечился. Да простит он меня, ТД был еще легче. Но только он начал разваливаться, я тут же перезагрузился, ибо хотел использовать Chrono Cross на продукте союза Лавоса и Шалы. Половой акт длился довольно долго, пока ваш покорный слуга окончательно убедился в отсутствии логики в атаках ТД и догадался, что Пожиратель должен использовать желтый элемент. Вскоре, песнь его поглотила и дальше вы сами знаете что.
Категорически не согласен с геймспотовской оценкой 10/10. Игра не идеальна.
Исправлено: N.D., 12 января 2013, 12:49