|
| |
Никогда даже не думал, что этот день настанет, поскольку абсолютно ничего не предвещало (вкупе с практически полным отсутствием интереса с моей стороны), но, тем не менее, вот он - отписываюсь в этой теме, так сказать, полноправно и практически полноценно. Я прошел ARR. Велл, сюжетную ее часть, разумеется. Да, у меня много постов в этом треде, есть даже срачики, в которых меня обвиняли в поверхностном суждении об игре, о которой я ни сном ни духом (хотя предметно по игре и ее внутренностям я никогда не высказывался по очевидным причинам), но по существу я могу отписаться и оставить свое мега-ценное имхо только сейчас.
Начну, как ни странно, с начала - как вообще я докатился до этой финалочки. Спойлер: абсолютно случайно. Я тупо искал инфу на предмет выхода ФФ16 на пека (уже релизнулась, если кто не в курсе) и попутно просто кликал в сопутствующие вопросы, которые люди задают гуглу. И вот среди них оказалось что-то про фф14, где писалось, что ОКАЗЫВАЕТСЯ давно уже существует бесплатный трайл, который включает в себя, собственно ARR (со всеми патчами) и следующие два экспеншона Heavensward и Stormblood. Без подписок, без всего этого говна - качай и играй. Я, честно говоря, малость подохерел от такого парада невиданной щедрости и на всякий случай поинтересовался у прошаренных анальными онлайнными битвами граждан, если я не долблюсь в глаза. Оказалось, таки нет, действительно фри трайл. С рядом игровых лимитов, но бесплатный, без дураков. Что ж.
Давайте перед тем как перейти непосредственно к моему знакомству и 100+ часам проведенных в игре (стим пишет 125) на данный момент, я расскажу в принципе о своем отношении к ММОРПГ и опыту игры в них. ММО в целом, и в ММОРПГ в частности представляет для меня такой же интерес, как для Джо Байдена трахающиеся утконосы. Все эти конченные кнопочки с кулдаунами, толпы ноунеймов в городах-хабах со своими ублюдскими никами (в фф14 отключается), все во внешнем виде просто кричит - не заходи нахой!! И я не хожу. В конце 90-х на пшшкккрррпщщщщ модемах мы с универскими братюнями гамали в Ультиму, в нулевых я относительно плотненько засиживал во вторую Линагу, но первый был такой своеобразной социалочкой, а вторая...да тоже в принципе, потому что сам игровой процесс мне не доставлял совсем, а сюжета - в том виде в котором он нужен мне - там не было. С тех пор индустрия шагнула в разные стороны, даже иногда назад, и пересечений с ММО у меня больше не было. ВОВ прошел мимо меня на расстоянии в пол жизни.
И вот фф14. Казалось бы, нахера она мне при всем сказанном выше. Все просто - сюжет. В этой теме неоднократно заявлялось, что фф14 не уступает сюжетно, ну, если не лучшим золотым номерным частям, то хотя бы не хуже средних. Более того, неоднократно выдвигались претензии и обиды, когда фф14 принципиально (например я) вычеркивали из списка финалок, говоря, что, мол, нихера подобного это полноценная часть и стоять в одном ряду с остальными номерами имеет полное право. И все эти тезисы для меня звучали чертовски дико, я не мог в свое голове уложить - как сюжет, где нет четко прописанного главного героя, где нет бегающих с тобой партийцев, принимающих непосредственное участие в истории может по настоящему соперничать с классическим стилем повествования оффлайновой фф. Этот момент и послужил основным драйвером, я хотел лично испытать и убедиться как это работает. Или не работает. Да, забегая вперед скажу сразу, что с сюжетной точки зрения АРР считается самой слабой частью всей глобальной истории, заканчивающейся на Эндвокере, мне об этом говорили, предупреждали, предвидя мое потенциальное недовольство, поэтому, я буду писать, во-первых, только об АРР, а во-вторых, именно о самом моем отношении к самой концепции подачи сюжета в ММОРПГ (велл, ФФ14). Также мне хотелось самому убедиться насколько далеко реально зайти по сюжету играя соло, то есть без участия других игроков (tl;dr всю АРР до патчей, дальше никак).
Озвучу сразу свое мнение касательно момента, о который ломалось не одно копье. Финалка ли фф14. На мой взгляд нет. Прям очень крепкое, безапелляционное нет. Разумеется объясню, не спеши ссать под ноги. Все упирается в то, что для человека значит эта серия, что является краеугольным камнем, вынув который, все развалиться. Если для тебя серия - это ее бессменные атрибуты: муглы, чокобо, Сид, саммоны, знакомый и любимый до щекотки в промежности бестиарий, то могу только порадоваться за тебя - в фф14 это все есть. Это эпитомия фансервиса и это, без всяких издевок, охренеть как круто сделано. Ламповые вайбы жахают в тебя не прекращая на самых разных уровнях - от непосредственной привязки к сюжету до каких-то совсем мелочей в диалогах с рандомными НПС. Для меня же серия ФФ - та, которую я знаю и ту, которую полюбил в свое время - это сюжет, это история, это кино или рассказ с главным действующим лицом, с командой помощников, какими-то намеками на сопельки (десятая финалочка, помимо прочего, не просто так числится у меня в любимых, ага). Разумеется формат ММО тебе этого дать не может. Да, здесь есть история, но ты и твой персонаж в ней - молчаливый безымянный болванчик, Воин мать его Света, без характера, без бэкграунда, без внешнего вида. Я не принимаю такой нарратив, это не моя финалка и не мой финалочный нарратив. К слову говоря, именно по этой причине нарративно фф12 - моя нелюбимая часть. Там, само собой, все несколько иначе, но тоже соскок на POV персонажа, нежели на главного героя истории. Вдогонку к этому - как минимум начиная с эры ПС2 - финалки это классная постановка, это живое взаимодействие во время сюжетных сцен, это СиДжи ролики, в конце концов. В АРР ничего этого нет. Кроме того, сам факт того, что сюжетные данжи тебя форсят проходить либо с пачкой НПС, либо с пачкой ноунеймов просто охренеть как ломает саму подачу сюжета. Даже визуально это смотрится как-то вырванно. Ну, а то, что боевка здесь так же далеко от любой финалочной, как крайняя плоть от раввина и говорить не приходится. Впрочем, для меня первый аспект является куда более решающим. Поэтому да, безотносительно того, понравилась ли мне игра именно как игра и игровой опыт (резюмирую в конце), фф14 - не финал фэнтэзи в моем понимании.
Вообще, раз я уже как бы задал такой немного негативный тон, хочу обговорить минусы. Первый и наиболее болезненный для меня - сюжет, а если быть более точным - его подача. В АРР оооооооооооочень скучная и ооооооооочень медленно тянущаяся завязка. Сюжет просто тончайшим слоем говна размазан первые, не знаю, 70-80 часов, по сути весь сюжет до патчей. А с патчами по-настоящему что-то крутое, интересное и интригующее начинается в самом конце, практически перед первым экспеншном. Вот там я прям сжимал кулачки (в сцене отравления султаны чуть не всплакнулось даже, хорошо поставлено, душевно). Кроме того, практически все сюжетные сцены просто до ублюдства отвратительны с точки зрения постановки. Это просто статика статика статика где весь экшон упирается в поворачивание голов, шевеление ртов и рук. Для финалки это натуральный позор (хорошо что фф14 не финалка бгг). Мне говорят, что этот момент сильно улучшается в дальнейших экспах - охотно верю - но в АРР это откровенно плохо. Кроме того, основная часть сюжетных диалогов не озвучена. Да, я понимаю, текста много, но даже по личным ощущениям озвучки сильно меньше, чем в аналогичных играх своего времени, ни говоря уж про современность. Из плюсов хочу выделить сеттинг. Мне кажется сеттинг, и вообще завязка - был главным мотиватором для меня. Мне нравится этот мир, мне нравится его лор, мне нравится тот фансервис, который встроен в сеттинг. Прежде всего это, конечно, вайбы фф6 и фф12. Мне ОЧЕНЬ понравилось, как в сюжет были интегрированы всем нами знакомые саммоны (праймалы в фф14), фф14 может в этом плане полноправно встать в один ряд с фф10, фф16, фф6 и, отчасти, фф8. В этой части я прям ликовал. Мне также симпатичны многие сюжетные персонажи - Яштола, Сид, Рабан to name a few - жаль только, что все они пассивные в продвижении сюжета. Были и абсолютно всратые персонажи. Я говорю о тебе, Минфилия, да. Самый бесполезный, самый ненужний, самый бесячий персонаж, ничего не умеющий (кроме эхо), ничего не дающий сюжету, но при этом в этом сюжете постоянно присутсвующий, за каким-то хером командующий пачкой элитных бойцов, переодически огребающий от злодеев и ими же переодически похищаемый. Плюс с говеной озвучкой.
Как я написал выше, все сюжетные битвы герой выполняет либо соло, либо с пачкой нпц-ноунеймов, либо таких же ноунеймов, но живых и это ппц как бьет по целостности повествования. Самое обидное то, что это было бы элементарно исправить, более того, в ряде сюжетных боев, сюжетные же НПЦ таки участвуют с тобой в битве (под контролем ИИ разумеется). Например та же Яштола пару раз, или в конце АРР в Ишгарде против драконов...но таких моментов минимум, а по-хорошему каждый босс, каждый данж мог бы сопровождаться не ноунеймами, а сюжетными НПЦ, благо их в игре много, на любой цвет и класс и органично собрать пачку из 4-х, 8-ми, да и даже 24-х сюжетных рыл при желании было бы нетрудно. А уже после сюжета, имей игрок желание перепройти, прокачаться, собрать лут или еще что - пожалуйста, иди в рулетку и играй с людьми. Еще один момент, который меня просто дичайше выбесил - это необходимость прокачиваться для сюжета. Этот момент в АРР всего один, но он чертовски поломал мне и без того спотыкающееся повествование. Это я только потом узнал, что недостающий уровень можно без проблем качнуть в рулетке, но во-первых я узнал об этом сильно позже, а во-вторых, это противоречило самой изначальной идее пройти игру, сугубо ради сюжета. В дальнейшем, конечно, я бегал в рулетку регулярно (где мы с пачкой таких же дебилов как и я долбились в экран по двадцатому разу просматривая нескипабельные сюжетные заскриптованные сцены) и набирал опыта, когда надо. Похожий момент случился и в конце АРР, когда сюжетка внезапно заблочилась, объясняя это тем, что, дескать, мне нужно пройти какую-то сайдквестную башню, при этом кто дает этот сайдквест, где эта башня, как все это инициировать - игра себя не затрудняет объяснениями. Пришлость лезть в гугл. Сайд (Кристл тауэр) оказался крутым, кстати. Это, пожалуй, основные претензии по части сюжета, подачи, нпц, постановки.
Теперь чисто технические моменты. Механика ММОРПГ говно. Период. (Но чертовски адиктивное говно) Я в гробу видал это клавиатурное пианино (на пад даже смотреть не пытался). Да, мой вар нормально себя чувствовал и танковал как господь бог, но это какая-то порнография, а не полноценная игра. Вообще не мое. Особенный адок я словил, когда по сюжету стали давать 24-рыловые рейды. Я думал фф7р это залупа в плане овердохрена спецэффектов в бою, но тут вообще мрак. Все мельтишит, дергается, суетится. Я хз как в это можно вдумчиво играть следя за всеми партийцами и за тем что делает босс и его кодла, за тем, что собираются кастовать и тд. В итоге забил хер и просто делал что должен - танковал, не обращая ни на что внимания. Потом узнал, что можно в настройках поотключать все, правда. Мне, кстати, пророчили, мол, нахера взял танка - будут чмырить за фейлы (когда меня это останавливало лол), но нет. Я хз, может настоящий клавиатурный Вивальди или Шопен начнется на более высоких уровнях, но в АРР не уметь держать агр - это по-моему совсем безруким нужно быть. Были моменты, правда, где я тупо не вкуривал механику конкретного босса (например Гаруду на экстриме), но то никак от выбранного класса и прямоты рук не зависило. Идем дальше - сюжетные данжи/боссы, где нужны люди. Я на х** вертел ожидания, пока сервер наберет желающих. И сопутсвующий ему рандом. В той же кристал тауэр было три данжа - два из них я прождал минут 5-7 (тоже бесяче, но ок), второй минут 30. Учитывая, что моя семейная жизнь не позволяет мне НЕ отзываться, когда зовут, НЕ отвечать, когда звонят, мне очень непросто бывает подгадывать время, когда я точно буду уверен, что в ближайшие сколько-то минут меня не отвлекут. В ММО так делать нельзя, пауз, как известно там нет. Разумеется, это проблемы мои личные, а не игры, но и впечатлениями я делюсь субъективными. Опять же, повторюсь, мне кажется в этой игре очень легко было бы отделить сюжетную и несюжетную часть и сделать первую более гибкую под соло игрока. Что, тащемта, игра и делает вначале, когда дает возможность брать в пати ИИ-игроков, но потом перестает.
Еще меня немного разочаровало то, что выбор расы и пола абсолютно не влияет ни на что, кроме эстетики. Ну то есть это не то чтобы проблема проблема, но когда у тебя танк-лилипут и танк-здоровяк имеют абсолютно одинаковые статы по силе, здоровью и тд, это выглядит нелепо и смешно. Мелкая доебка, но блин РПГ ЖЕ.
Теперь по плюсам. Игра охереть какая адиктивная. Ну, возможно это не плюс в том плане, что ты кладешь болт на все остальные занятия, но с точки зрения игры, которая способна тебя так увлечь - это определенно плюс. Это при всем при том, что я вообще игнорил большинство того, что предлагает игра и тупо шел либо по сюжету, либо по сайдам своего класса. Мир и сеттинг я уже назвал. Он очень круто сделан, он очень красивый, в него вплетены финалочные элементы: магитек из фф6, судьи из фф12, здесь свои Сид, Ведж и Биггз, здесь есть курортный Коста дель Соль, есть Золотое Блюдце (ни разу там не был лол), да и сюжет в целом неплохо идет, только динамика хромает. Причем очень часто бывает, что несколько сюжетных линий происходит одновременно, а иногда не происходит вообще ничего. Ну и блин, это самый щедрый фри трайл, которые только существует. Дешевле только вообще все даром отдать. Полоноценная игра с двумя сюжетными экспеншонами в общей сумме часов на 250 одной только сюжетки. А если взять весь игровой потенциал - социалочку, развитие других классов, походы в опциональные данжи и рейды - это тысяча часов изи. Вообще забавно было вот что. Когда я проникся игрой, я загорелся желанием заплатить за саму игру и те два аддона, что она предлагает бесплатно с тем условием, что мне не придется брать абонентку до тех пор, пока я не захочу взять следующий экспеншн (Шэдоубрингерс). То есть по сути заплатить за все то, что я делаю сейчас бесплатно. И по ходу нет у меня такой опции. Даже обидно лол, ты хочешь заплатить за игру, в которую играешь бесплатно, но не можешь. Ироничненько))
Начал Хэвенсвард и, скорее всего, возьмусь за Стормблад тоже, а дальше будет видно.
Ну и парочка рандомных фоточек своего пестюка.
Исправлено: ogdan, 29 сентября 2024, 07:48You see, in this world there's two kinds of people, my friend: Those with loaded guns and those who dig. You dig. |
|