|
| Starcraft, FFXII, Into the Breach |
| Rush, Porcupine Tree, Jethro Tull |
|
| |
Продолжаю театр одного китайца.
Berwick Saga (PS2, 2005)
Что ж, дошёл до самого-самого финала Бервика, с треском слился, но всё же считай всю игру увидел и могу более-менее объективно оценить что там батя всея FE серии Кага натворил. А натворил он такого, блин... Когда-то я считал, что Тракия была особым случаем, а Тир Ринг Сага просто неудачной солянкой из всего что он делал. И вот в новой игре, казалось бы, можно исправить всё и сделать даже лучше чем раньше. Но нет, Вестария убедила что это всё было не случайным совпадением, а Бервик наглядно показал что у деда реально "особенное" видение того, какой должна быть SRPG. И что исключением для него будут адекватные игры вроде Fire Emblem 3 и 4, которые игрока не трахают и содержат минимум нечестного говна. Но как же так? Ведь по мнению олдфагов элитистов сие есть лучшая тактика из всех, большой шаг вперёд на фоне как Кага игр, так и эмблемок, считай что близкая к идеалу вещь. "Ложь, безумие и бред!" - я отвечу. Так как на каждое хорошее решение и интересную идею в Бервике найдётся что-то сделанное через жопу руками больного ДЦП ретарда с шизофренией. Но для начала, есть ли в игре что-то хорошее? Да, но немного, увы.
Хороший арт персонажей. тут нет такого уровня детализации как в Валентии той же, но выглядит он приятно, даже если дизайны весьма приземлённые. Скромно и со вкусом. Выглядит убедительно и подходит сеттингу. Никаких вываливающихся огромных сисек, овердизайна костюмов, чрезмерной смазливости и лупоглазости моэшной. Любоваться с открытой челюстью не будешь, но отвращения явно не испытаешь. Вдобавок портретиков много и даже у дженериков встречаются разные. Можно было бы вариантов с эмоциями добавить разве что, в некоторых сценах они бы пригодились, особенно Ризу. И в целом визуал у игры вполне приятный. На картах битв разве что локации выглядит аляповато как и в Тир Ринг Саге, но спрайты юнитов и боевые анимации хороши, а сюжетные сценки даже оформлены именно как сценки, а не говорящие головы как в тех же FE. Хотя набор анимаций всё равно ограничен и выглядит оно порой довольно деревянно. Но даже так это уже большой прогресс. История у игры очень связная и логичная. Тут крайне мало чего-то тупого и непонятного, даже худшие моменты её не совсем плохи. Конфликт приземлённый, очень человеческий и с минимум волшебного вмешательства. Никаких сказочных тварей кроме виверн, прямого пришествия богов и эпичных заруб супергероев. Просто конфликт государств, религий и отдельных личностей. И очень богатый на детали, миру тут времени уделено немало, Кага в проработку сеттинг могёт. И вдобавок масштаб действа крайне мелкий, считай всё творится в пределах куска одного государства. Что делает Бервик наряду с Тракией одной из самых локальных игр серии. С пятёркой игру роднит так же и настрой происходящего. Мы проигрываем, постоянно отступаем и всегда в жопе. И даже если ситуация стала лучше, но в следующий раз она станет гаже и хуже раза в два. Империя нас всегда сильнее, повсюду предатели, а наш король - полный мудак и дебил. И мы как мелкий дворянин лишь мальчик на побегушках без реального влияния на глобальные события. Никто игроку тут зад лизать не будет, он тут никто и звать его никак. Будь рад что вообще на что-то годишься, лол. Почти у каждого персонажа есть своя история и квест, некоторым даже на личную миссию расщедрились. Уровень их разнится весьма, конечно, дичи дурацкой хватает, но всё рано круто. Вот ты думал что Шерлок у нас ноунейм без реплик, у него своя сюжетка с певичкой из таверны есть. Элберт и Крис молчали-молчали, а потом бац и у них свои тёрки начались. А некоторые моменты прям так вообще хороши. Как у того же пирата Акселя, очень мрачно и сурово, прям ух. Минус один - оторваны от основного конфликта они и скорее вещь в себе. Центральные линии сюжета они не дополняют и существуют где-то в вакууме. Хотя можно их рассматривать как следствие того дерьма что творится в мире игры. Вдобавок персонажи ещё и уникальны как боевые единицы. Нет тут одинаковых болванчиков заменяемых. Почти каждый чем-то полезен и важен. Лишь мемные товарищи вроде мистера 150 выделяются, но на то они и мемные. Кто-то баффает союзников рядом, кого-то стрелы не берут считай, кто-то может критовать с места, кто-то может атаковать первым в бою, кто-то раскачается в сущего монстра в будущем и так далее. Есть причины поюзать каждого. Это не унылый подборка имб овепавернутых или одинаковый набор рекласснутых летунов/кавалеристов для LTC аутистов. И за такой подход Каге большое спасибо. Ведь это добавляет ещё больше индивидуальности персонажам и заставляет реально думать над выбором. И да, Наварон - главный хаб игры и единственное мирное место. Бегать по нему не надо, всё быстро делаются в менюшках, но посетить тут есть что. И магазины, и конюшни, здание крафтеров, домик коллекционера, храмы, кафешка, гильдия наёмников - чего тут только нет. И каждый непись тут имеет свой портретик и имя, ощущаясь как небольшой, но персонаж. Вдобавок именно тут происходит большая часть квестовых событий и важных сюжетных моментов, так что со временем к этому городу реально привязываешься. По сути развитие идеи замка своего из Генеалогии, опередившее то что потом сделали в Трёх Хатах.
И хотя жаль это признавать, высасывать из пальца достоинства я уже не могу, так что перейдём к проблемам игры, из которых она состоит, можно сказать. Кага очень пытался сделать игру максимально отличной от прошлых и уникальной, не только перегнув палку в этом, но и приняв ряд настолько неудачных решений что диву даёшься.
Про гексы вместо квадратов много говорить не буду, так как они работают нормально и из новшеств самое безобидное, пожалуй. Да, врагам добавляется больше возможностей дать тебе звизды, но то же справедливо и к ним. Разве что хилых юнитов защищать сложнее стало, но это мелочь. А вот система ходов - это полный трындец. Не то чтобы "фаза всех юнитов игрока => фаза всех воинов врага" была прям уж хорошей. Там можно вырезать тонны соперников пачками на своём ходу или давать им убиться о твоих на его фазе, если удачно расположил их и они было достаточно сильны для этого. Но привязать очередность ходов к количеству юнитов - это самый большой бред, который можно представить. Учитывая что много героев тебе дают брать нечасто, а у врага обычно численное преимущество плюс подкрепления. Поэтому три хода вражеских против одного твоего тут не редкость. А учитывая силу врагов в Бервике, огрести от них проще простого. Заодно растёт цена ошибок игрока. Ведь если в прошлых играх в случае обосрамса одного бойца его косяк можно было подкорректировать другим, то тут такое не прокатит. Промахнулся по недобитому врагу? Получай два или три раза подряд в рыло до того как хиллер что-то сможет сделать или другой юнит завершит начатое. И нет, подобное можно было бы решить системой инициативы у бойцов или чем-то подобным, но Кага решил сделать по своему, уникально и необычно, сделав как обычно кривое говно. И раз упомянули рандом, стоит уделить ему отдельное внимание. Ни в одной другой игре серии его влияние настолько значительно как в Бервике. Можно сказать, им тут пропитано всё. Особенно это заметно в начале, когда точность у всех бойцов низкая и мазать будут все постоянно, включая врагов. Однако что для соперника лишь одна потеря, то для игрока мёртвый уникальный боец и ещё одна могилка на кладбище. Заменять тут героев некем, так как дженериков нет, а каст крайне небольшой. Ведь тут мы узнаём об одной весёлой особенности - контратаках в случае промаха. Так что если ты не попал по вражескому недобитку, то ты не только не убил его, но ещё и огрёб. А промахнуться тут можно всегда, шанс попадания в 100% крайне редок и даже 95% шансов могут сломать тебе всю тактику, учитывая вышеупомянутые особенности местной боёвки. Ты всегда можешь промахнуться и враг всегда может попасть по тебе. И пофиксить фейл обычно не получится, так как два хода подряд тебе редко дадут. Когда ГГ промахивается два раз с шансом в 94 процента, то ты понимаешь насколько мало от тебя зависит. Конечно, некоторые скиллы и саппорты повышают шанс попадания, на настолько незначительно, что даже не смешно. Попробуй всяких ассасинов убивать таким образом, то ещё развлечение. И про криты, опять же, не стоит забывать. Даже если у врага шанс попадания и крита ничтожный, это не значит что он обязательно не убьёт тебя. Не так может пойти всё и с этим ты мало что сделаешь. Поэтому персонажи с резистом к этому на вес золота. Сюда же и активацию скиллов и новую систему поломки оружия. У тебя есть Элберт с его резистом к стрелам? Ты не можешь надеяться на это, так как оно может не включиться как раз тогда когда оно нужно. И ловить стрелы баллисты ты не захочешь после того как она сделает из него калеку. Крит от Фей с места может помочь убить врага? Всегда есть шанс что оно не сработает. Месть Дина может выпилить того сильного босса контрой? Ну, если он захочет. Все эти абилки могут быть интересными в теории, но они не очень до подконтрольны игроку, что делает их куда менее полезными и нужными чем они есть. Но хуже всего с тем как тут обошлись с вооружением. Тут больше нет запаса прочности, который ты видел и точно знал когда оружию придёт конец. Тут есть показатель того как быстро оно может сломаться и насколько оно изношено, что выглядит как сфера разных цветов. От целой чёрной и угрожающей красной. Но ничто не мешает оружию треснуть даже на зелёном годном уровне прочности, когда шанс поломки крайне мал. Просто потому что RNG так решил. Конечно, таскать разные заточки поможет, но когда у тебя в важный момент ломается меч и босс отвечает или начинается вражеская фаза, то цензурных слов нет просто. У игрока и так тут контроля мало, а это уменьшает его ещё сильнее. Не надо чинить то что не сломано, млин. И да, то же можно сказать про щиты с упоминанием вражеских, которые могут отразить урон обратно. А могут и не отразить, лол. Но не одним рандомом Кага гадок и мерзок, второе его оружие - непонятное говно, который без гайдов и помощи ты никогда не осилишь. А оно может быть крайне важно. Например, есть столовая, где персонажей можно кормить и давать им бонусы перед боем. Вроде идея неплохая и полезная. Но каждый раз набор персонажей рандомный и ты не знаешь кто что любит и какие бонусы от еды получит. Никакой инфы, только методом тыка и сейвлоадов. Очень увлекательно, не так ли? То же касается покупки мебели, которая даёт разные плюшки. Какие? Ну купи и посмотри, кек. И это ещё так, мелочи. Вот что тут сделали с рекрутингом, это да, до такого только шизик додуматься смог бы. Раньше то как оно было? Достигнул 10 уровня и юзай особый предмет, всё. Тут же нет, для повышения в классе нужно... А хрен знает что нужно! Никто тебе не скажет и нигде не написано в игре. А у каждого персонажа свои требования для сего. Без гайда ты ни за что не догадаешься об этом и некоторые требования на грани маразма, если честно. И ладно бы бонусы были существенные, но хрен там. И даже оформление повышения в классе сюжетными сценками ситуацию не спасает. Функционал адекватный важнее этих свистелок и перделок. И всю эту свиную блевоту Кага может заснуть себе поглубже и надолго. И подобное тут везде. Нужно завербовать персонажа? Ок, но как это сделать никто тебе не скажет. И если для получения кого-то надо просто играть хорошо, то с некоторыми куда сложнее. Например, для Клифорда надо качать совершенно никчёмную Руби. Которую многие вообще проигнорят из-за её силушки. А ведь некоторые персонажи жизненно необходимы опять же. Забил на Сафиру и юзал Изерну? Считай что эндгейм ты себе заруинил, так как ты лишился ещё одного персонажа в итоге и лучшего противодействия чёрным магам врага. Не качал хилую мечницу? У тебя нет лучшего уничтожителя вражеских бронированных мудил в игре. Бервик не так игра, где ты взял любой состав команды и с ним всё прокатит. Но кто и когда тебе пригодится - не известно. Пройди до конца и заруинь себе прохождение, может тогда поймёшь. Даже квесты тут нифига не опционал и крайне важны. Так как в лучшем случае ты останешься без денег и ресурсов, которые тут нужны ВСЕГДА: на оружие, наёмников, расходники и лошадей как минимум. А в худшем можешь упустить нечто реально необходимое аля меч для убийства весьма мерзкого босса. И для выполнения квестов порой нужно забраться в такие места, куда совсем не хочется и очень опасно. А это уже относится к местному мап дизайну, который поначалу кажется вполне толковым. У нас тут 13 основных миссий и куча побочек, обычно по 2 на каждую главу. И там нередко балуют интересными задачами, постоянно меняющимися условиями и коварной расстановкой врагов. Да, скучные зарубы попадаются, их мало. Голову приходиться ломать часто, никакого банального выпила всех врагов, а побочки добавляют перчинки. Напролом тут не получится, мигом клыки тебе обломают. Однако если в начале ты радуешься полёту фантазии разработчиков и доволен собой, разгадывая очередной пазл Каги, то чем дальше по игре, тем отчётливее осознаешь что сложность тут достигается весьма дешёвыми и нечестными методами. Во многом тут вина качества врагов, которых Кага старался сделать настолько мерзкими насколько возможно, напихивая им побольше уникального оружия и скиллов. И чем дальше ты в игре, тем больше такого. Дженериковый мужик с отомщением. Ассасины критующие, по которым не попасть. Тонны лучников в кустах с упреждающим выстрелом. Всадники, которым получают бонус к атаке за каждый пройденный гекс. Непробиваемые консервы с высокой точностью атак. Это лишь малая доля того что тебя ждёт. И я понимаю, конечно, что если враги как мухи мрут от одного персонажа, то это тоже такое себе. Но в Бервике обратная ситуация, доходящая до троллинга. Когда каждый второй враг крайне опасен и одна ошибка может отправить на рестарт. Ошибка, которая от тебя не зависит. По сути, в конце игры почти каждого врага стоит рассматривать как мини босса. Ведь даже жалкий стрелок может выпилить тебя своим супер арбалетом, а врагов то много. И баланс не в пользу игрока, ведь Кага понерфил очень многое. Так маги не могут атаковать через клетку кроме как особым оружием и им приходиться подходить впритык. Хотя они могут сдохнуть с одного удара. И дальней магии у них нет больше. Нет у тебя ни варпов, ни статусных посохов, на танцоров. Если раньше на каждую дурость Каги был противовес, то теперь его нет. В то время как тебя могут кинуть под хорошо защищённого босса с 20 зарядами почти неблокируемого берсерка. И которого надо побеждать самым костыльным и дурацким способом на грани манипуляции AI уже. Наслаждайся. И про тайм лимит на забудь, который тут очень часто выдают, дабы уж совсем хорошо тебе было. Но больше всего меня бесят постоянные подкрепления, состав которых ты не знаешь. И если ты не в курсе кто и откуда появится, то можешь сказать пока-пока своему герою и перезагружаться. Учитывая как часто надо переться куда подальше на карте для опционала. Да, тут есть сейвы каждые 5 ходов. Но учитывая как долго тут длятся бои и как много тут внезапных подколов, они вообще ни разу не помогают. Не говоря уже о том, что всё может пойти не так как в прошлый раз из-за пары-тройки промахов и не сработавших скиллов. Плюс даже блокировка подкреплений может не помочь, так как они могут спауниться за твоими бойцами, мать их. Честно, справедливо и ни разу не криво. Хвала Каге. Но хватит о геймплее, так как с сюжетом тут тоже беда. Я хвалил его выше и заслуженно за многое. Но если вы хотите чего-то захватывающего, увлекательного и эмоционального, то проходите мимо, Бервик не об этом. Как я уже говорил, большую часть игры вы будете мальчиком на побегушках у двора короля, участвуя в миссиях, в которых интересного сюжетного почти не происходит. Вы будете убивать дженериковых одноразовых командиров, у которых даже любопытных реплик или забавных квирков нет. Или одинаковых чёрных магов без характера, которые тут вообще-то главгады. Даже хуже Манфроя, угу. Местный аналог Чёрного Рыцаря из радиант подсерии FE так же крайне отстоен, его мало мало и он просто эджовый мечник без личности. Единственные более-менее яркие персонажи со стороны врага здесь - это Зефирус и Волкенс. Но первый появляется слишком поздно и выходит из игры рано. А второй просто абсурдный до смеху мудак и сволочь, который лишь под конец сможет удивить. И ведь у хороших парней не лучше. Главгерой Риз то ладно ещё, его можно сочувствовать, у него положение тяжёлое и море ответственности. Но остальные участвующие в сюжете личности настолько серые и одинаковые, что их едва запоминаешь. По сути у нас есть кучка доброхотов, мудаки при дворе и враги злодейские и усё. Исключениями являются Бернард и Сиена, у которых есть зачатки чего-то толкового, но их опять же мало, что главная беда всей сюжетной части. Тут много текста, много инфы о мире и о фракциях, о событиях вне нашего влияния, но нет химии между действующими лицами и ярких сцен. И почти до самого конца игры очень редко появляется нечто, что может вызвать интерес. Например, появление Бернарда и его арест с дальнейшими последствиями. После чего нам снова выдают филлерную главу, которая из-за побочных миссий ощущается ещё большим филлеров. И когда говна накидывают на вентилятор с появившейся избранной, начинается реальная заруба и высокие ставки лично для ГГ, то игра поспешно заканчивается и всё важное происходит за кадром. Я люблю, конечно, локальные истории без богоубийства всякого, но даже в них можно и нужно делать что-то цепляющее и запоминающееся. А тут ни твистов крутых, ни ярких действующих лиц, ни даже душевных моментов кроме квестовых у персонажей. Вспомним тот же Лангриссер 4, где событий было столько клёвых, а подлый злыдень Гизаров так старался, что даже весьма банальная история расцветала и увлекала. Ну какого хрена, спрашивается? Даже в Тир Ринг Саге было лучше, там один Зиг лучше половины местного основного каста. Мне даже вспомнить отсюда трудно что-нибудь, даже мемно забавного. Кроме пошлых дедов артиллеристов разве что. Это как FF1 с налитой водой. Содержания больше на вид, но происходит так же мало. Но даже в ней давали делать что-то значимое и пободаться с важными мира сего. Бервик же настолько пресный, бездушный и унылый, что я даже не верю что это Кага сделал после прошлых то игр. Блин, я даже в Шайнинг Форсах кое-что помню, а тут нихрена вообще. А мне шайнинги не нравятся от слова совсем. Напоследок лишь музыку упомяну, она тут никакущая. Треков дохренища, но они настолько фоновые и блеклые, что даже что-то единичное выбрать из них уже проблемно. Типа эпичной темы финального боя и вступления. Как на фоне FE, так и многих других японских игр такое совсем позорно. Даже некоторые эмбиенты из западных стратегий более яркие и приятные слуху. Тут даже у важных боссов уникальных тем нет, включая финальника. Ну что это такое? Даже тем у персонажей, блин. Хоть какого-то мотивчика привязчивого. Как так то?
В общем, вот так оно получилось. Может чего упустил или забыл, потом добавлю, коль будет настроение. Такая вот она вышла Бервик Сага. Переусложнённая, кривая и ненавидящая игрока. Тут ничего не работает как надо, вслепую её проходить мучительно, история не заслуживает внимания, а саундтрек проходный совершенно. И что-то хорошее тут приходится выискивать едва ли не с лупой. Я ждал её очень-очень когда-то, не зная что меня ждёт. И только сейчас понял что это было всё зря и я напрасно потратив много часов своей жизнь на это дерьмо. Лучше бы и не переводили её, оставив забытой и никому не нужной. Кага саги были ошибкой и ничуть не лучше того чем стала серия, просто это гадость иного рода.
Исправлено: Reverie, 06 февраля 2022, 19:14Любимые финалки: 5, 6, 7, 10, 12 и FFT.
«It is impossible to achieve the aim without suffering» |
|